Культура и спорт

Английский национальный балет представил российской публике «Жизель» в постановке Акрама Хана

Результат – индийские мотивы в классическом обрамлении, игра света вместо декораций и печальная любовная история мигрантки, а не крестьянки. Британские критики наградили постановку эпитетами: «мурашки по спине», «отвисшая челюсть» и «слезы».

Балет как черно-белое кино, где все решает свет и тень, где каждое движение танцовщика – страстный мазок безумного художника, целая палитра эмоций.

Один из самых востребованных хореографов мира, британец бангладешского происхождения Акрам Хан соединяет в своих постановках современный танец и индийские мотивы. Вот и «Жизель» танцевального гуру превратилась в энергичную мантру.

Вместо живописной деревни и кладбища палаточный лагерь и заброшенная фабрика, где мигрантка Жизель когда-то шила платья. Теперь она лишилась работы и вместе с другими изгоями пытается выжить, невольно становясь экзотическим развлечением для богатых и знатных.

Я очень люблю работать с Акрамом Ханом, потому что он всегда ищет правду в каждом герое. В Жизель живет надежда и бесконечная любовь, но в обществе нет места истинным романтикам, этот мир слишком жесток, – рассказывает Тамара Рохо, исполнительница роли Жизель.

Каменные джунгли, древнеиндийские храмы, стена плача, а может быть, могильная плита. На сцене почти нет декораций, и это путешествие по судьбам героев возможно только благодаря игре света. Жизель и ее чувства так и останутся за стеной, и сколько бы она не старалась достучаться до небес, на холодном камне лишь отпечатки ладоней и тишина. Ее не услышат.

Я каждый раз вижу людей, которые выходят с этого спектакля, обливаясь слезами, потому что каждый когда-нибудь терял любимого человека, терял любовь. И, конечно, мы благодарны судьбе, я даже подумать не мог, что буду танцевать на сцене Большого театра. Это больше, чем мечта, – признается Джеймс Стритер, исполнитель роли Альбрехта.

За свою «Жизель» Акрам Хан уже получил самую престижную театральную награду в мире – премию Лоуренса Оливье. Кстати, это далеко не первые его гастроли в столице. Зрители Чеховского фестиваля видели совместные работы Хана со звездой мирового балета Сильви Гиллем. А ценители современного театра по всему миру до сих пор не могут забыть, как Хан заставил танцевать с ним в тандеме французскую кинодиву и обладательницу премии «Оскар» Жюльет Бинош.

Под занавес фестиваля мировая премьера – семичасовой спектакль легендарного Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота». В своем очередном визуальном шедевре режиссер размышляет о том, как трагедии Холокоста и Хиросимы изменили человечество. Не пропустите.