| 94.0922 | 100.5316
Культура и спорт

В Пушкинском музее готовятся к грандиозной выставке коллекционера Сергея Щукина

В Пушкинском музее готовятся к грандиозной выставке коллекционера Сергея Щукина

Владимир Путин подписал Указ о приеме ряда лиц в гражданство Российской Федерации. Среди наших новых сограждан француз Андре-Марк Делок-Фурко, он внук мецената Сергея Щукина. Это знаковое лично для него событие совпало с исполнением мечты любителей живописи. 19 июня открывается уникальная выставка. Впервые за много лет коллекция, разъединенная большевиками, будет показана так, как ее собрал великий дед Сергей Щукин. 

Картины из Эрмитажа и Пушкинского музея, формат 2 в 1. Щукинская коллекция – история семьи, рассказанная с помощью величайших шедевров искусства.

Ну какой сумасшедший мог заплатить деньги за этот хлам? Так за глаза о Сергее Щукине говорила парижская публика, когда впервые увидела «Танец» Матисса. Современники называли его картины горшком краски, брошенным в лицо общественности. Но Щукин повесил эту работу на самом видном месте в своем доме, превратив ее в символ коллекции.

Матисс опередил свое время и заставил публику ужаснуться, удивиться, кого-то пасть на колени, а кого-то схватиться за голову. И то же самое сделал Сергей Иванович Щукин – основной, главный, ключевой покровитель Анри Матисса в искусстве той эпохи, – рассказывает Алексей Петухов, куратор выставки.

Коллекционер радикальной живописи. Он приобретал не те произведения, которые должны были нравиться, а те, что будоражили кровь, шли вразрез с общественным вкусом. И это притом, что начинал он с модных тогда импрессионистов, их тоже можно будет увидеть на выставке. А потом вдруг переключился на Поля Гогена, которого называли дикарем от искусства.

В Пушкинском решили сделать не просто выставку, а реконструкцию коллекции. То есть разместить картины так, как они висели в особняке самого Сергея Щукина, в той же последовательности, теми же разделами и даже в той же манере. Например, полотна Гогена Щукин вешал плотно-плотно друг к другу. Критики называли это «гогеновским иконостасом».

И дело, конечно же, не в экономии пространства. Внук Щукина Андре-Марк Делок-Фурко выдает секрет своего гениального деда: «Что Щукин нам оставил, это что можно с шедеврами произвести другой шедевр. И что множество – это больше, чем сумма картин».

Сезанн, Ван Гог, Анри Руссо. Щукин создал лучшие собрания их полотен. Он стал крупнейшим коллекционером Пикассо. 51 картина. Больше в те годы не было ни у кого в мире. При этом меценат был очень избирателен и отдавал предпочтение ранним работам голубого и розового периодов и кубизму.

Он купил одно из таких произведений, повесил у себя дома в коридоре, где ежедневно проходил для того, чтобы пообедать. И буквально заставлял таким образом постоянно встречаться, постоянно соприкасаться с этим непримиримым, ранящим как острое стекло произведением, – продолжает Алексей Петухов.

После революции коллекцию Щукина национализировали и словно разрезали по живому: поделили в произвольном порядке между двумя музеями – изобразительных искусств в Москве и Эрмитажем в Петербурге. С тех пор картины воссоединились лишь второй раз.

Ни в одном музее мира такое не бывает. Не то, что нечасто, а просто не бывает. Мы соединили здесь вместе невероятное количество шедевров по всем критериям возможным, и мы попытались интимно и чувственно рассказать драматичную историю самого главного коллекционера XX века, – рассказывает Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

У Сергея Щукина ушло более 20 лет, чтобы собрать эту коллекцию. У посетителей же выставки будет всего три месяца, чтобы успеть насладиться ею. И пропустить ее точно нельзя. Ведь это последний раз, когда тот же «Танец» покинул стены Эрмитажа.


Источник