| 93.4409 | 99.5797
Культура и спорт

Впервые за 70 лет в Санкт-Петербурге представлена коллекция легендарного мецената Ивана Морозова

Впервые за 70 лет в Санкт-Петербурге представлена коллекция легендарного мецената Ивана Морозова

Ее стоимость исчисляется миллиардами долларов, здесь и произведения импрессионистов, и скульптуры, и керамика. Богатейшие собрания были национализированы после революции, но позже безжалостно раздроблены: что-то ушло с аукциона, а оставшиеся части распределили между Москвой и Ленинградом. И вот историческая справедливость восстановлена, правда, временно.

Натюрморты «С драпировкой» и «С грушами» Сезанн писал почти одновременно. В начале XX века обе картины тоже висели рядом. Как и ренуаровские портреты актрисы Жанны Самари. Видеть все это в одном месте сейчас – настоящая сенсация: много лет работы были разрознены. Их воссоединили специально для выставки в Эрмитаже. Здесь вся коллекция выглядит так же, как в начале XX века, когда она находилась в доме своего владельца – московского купца и мецената Ивана Морозова.

Тогда Москва была единственным местом, где буквально онлайн можно было видеть развитие французской живописи. Работы Матисса и Пикассо, которые появлялись через кратчайшее время в стенах этого московского дома, они представляли интерес и важность для развития русского искусства, – рассказывает Михаил Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

В начале прошлого века Морозов, мануфактурщик знаменитой купеческой фамилии, сам учившийся живописи, скупал картины русских и французских художников. Окружающие недоумевали, тогда такие работы считались скандальными и непонятными. 

Сумасшедший русский, который не торгуется, – так о нем отзывались в Европе.

В 1907 году Иван Морозов знакомится с художником Морисом Дени. Заказывает ему панно для своего музыкального салона в московском особняке. Над этим проектом художник работает два года. Сам салон не сохранился, но в Эрмитаже восстановили, реконструировали его интерьеры. Сегодня можно представить, как это выглядело в то время.

Морозов планировал передать в дар Москве всю коллекцию, 250 полотен французских импрессионистов, около сотни картин русских художников, рисунки, скульптуры, керамику. Но после революции все это просто отобрали, выселив хозяина с семьей в три комнаты нижнего этажа. В годы так называемой «борьбы с космополитизмом и формализмом в искусстве» собрание едва не уничтожили, что-то успели продать за границу, потом разделили между Пушкинским музеем и Эрмитажем. И вот впервые за 70 лет в Петербург, где все это время находилась большая часть морозовской коллекции, московские музейщики отправили хранящиеся у них экспонаты. Это уникальное событие. Первыми посетителями выставки стали французы: «У вас замечательная страна. И она еще прекрасней, благодаря этим картинам».

Моне, Боннар, Ван Гог, Гоген – сокровища мировой культуры. На аукционах коллекцию оценивают минимум в пять млрд долларов. Но значение ее деньгами не измеряется, объясняют искусствоведы. Тем более сейчас, когда картины разных лет и периодов вместе – только так можно наглядно проследить весь творческий путь того или иного художника. Правда, выставка в Эрмитаже продлится до осени, в следующем году ее повезут в Париж, потом в Москву. А затем картины снова разделят, и они вернутся, каждая – в свой музей. 

Источник