Культура и спорт

Сразу две балетные премьеры представляет Большой театр: «Артефакт» и «Петрушка»

Сегодня на новой сцене Большого — одноактные спектакли. Публике представят признанный шедевр Уильяма Форсайта «Артефакт» и легендарного «Петрушку» Игоря Стравинского. В первом случае автором хореографии, костюмов и света является сам Форсайт. А за оригинальное исполнение «Петрушки» взялся современный постановщик Эдвард Клюг. 

Пустая сцена. Никаких декораций. Все пространство заполнено движением. Хореографический шедевр живого классика — Уильяма Форсайта «Артефакт» — ода танцевальному искусству.

Это абсолютно физическая история, здесь очень работает тело, физика, и она работает по максимуму, т.е. все взаимоотношения, которые у тебя могут быть с партнером, они показываются только телом, — рассказывает прима Большого театра Ольга Смирнова.

Хореография на пике человеческих возможностей. Этот балет Форсайта открывает новые грани танца. Движения танцовщиков, а их больше 50 на сцене, поражают своей синхронностью, поэтичностью, чувственностью, которые делают музыку почти осязаемой.

Форсайта без классической основы не станцуешь. Но здесь нужно все время стремиться выйти из привычной формы, продлить каждое движение, вытянуть пределы удобных углов, не боясь потерять баланс, довериться телу и обрести свободу в танце, — объясняет педагог-репетитор, балета «Артефакт-сюита» Кэтрин Беннетс.

Форсайт создал свой балет в 1984 году. Рассказывал, что придумал его за три недели, а дорабатывал еще 30 лет. Лучшие фрагменты в 2004 году собрал в «Артефакт-сюите», которую и показывает Большой театр в один вечер с легендарным «Петрушкой».

Таким мы его еще не видели. Никаких лубочных рисунков. Огромные разноцветные матрешки время от времени оживают, отражая эмоции героев.

Ведь у этого произведения тоже два стороны — потешная, сказочная, и драматическая. Так что эти две стороны матрешки символизируют два этих состояния, — отмечает сценограф Марко Япель.

Это чистой воды русское произведение с замечательной музыкой Стравинского, и это сегодняшний, наш современный взгляд на эту историю. Мы пригласили, на наш взгляд, очень талантливого хореографа Эдварда Клюга. Сегодня музыкальное пространство и балетное, и оперное — это мировое пространство. Мы максимально расширяем рамки, чтобы показывать, что происходит в мировом балете, — рассказывает генеральный директор Большого театра России Владимир Урин.

Сначала была музыка. Стравинский задумал это произведение как небольшую концертную пьесу. Вспоминает, когда сочинял, перед глазами был образ игрушечного плясуна. Композитора осенило: это же Петрушка.

Дягилев увидел в музыке свой будущий балет. А танцовщик Вацлав Нижинский оживил образ сказочного Петрушки, в котором сплетались и веселье, и удаль, и озорство, и трагедия куклы, мечтающей стать человеком. Сегодня хореограф Эдвард Клюг вместе с артистами представляет свою версию балета.

Я тоже обращаюсь к русской фольклорной хореографии, потому что для меня история Петрушки исконно русская, — отмечает Эдвард Клюг.

Балет рождался в изнурительных многочасовых репетициях.

Он предлагал какую-то конструкцию, что-то мы пробовали, что не нравилось, что-то попадало, т.е. работа кипела постоянно и как-то взаимодействуя все вместе мы сделали это, — рассказывает ведущий солист ГАБТ, исполнитель партии Петрушки Денис Савин.

Петрушка мечтает стать человеком, испытывать те же чувства и эмоции. Для этого ему нужна любовь. Он готов отдать свою кукольную жизнь, чтобы почувствовать свободу, — поястняет Эдвард Клюг.

Но трагедия Петрушки в том, что он оказался просто деревянной куклой.

Подпишитесь на рассылку