| 94.0922 | 100.5316
Культура и спорт

«Время первых» и «Большой» собрали аншлаги в Европе

«Время первых» и «Большой» собрали аншлаги в Европе

В Вене и Братиславе с аншлагами завершились Дни российского кино, собравшие самые громкие отечественные фильмы сезона. И если в столицу Австрии фестиваль приехал уже в пятый раз, то в соседнюю Словакию — в первый. Как и ранее, организатором киносмотра выступил Госфильмофонд РФ.

Для большей части программы австрийский показ стал премьерным, и лишь одна картина однажды уже побывала в Вене. «Чапаева», всем известную классику братьев Васильевых, в первый раз посмотрели здесь более 80 лет назад. Показ же отреставрированной версии стал одним из центральных событий венского смотра. 

Витальную героику «Чапаева» в фестивальной программе оттенила философская «Роль» Константина Лопушанского, еще один важный фильм о революции. Это бескомпромиссное черно-белое кино о фанатичном актере Серебряного века (Максим Суханов), который возвращается из эмиграции в послереволюционный Петроград, чтобы сыграть жизнь своего несостоявшегося убийцы, красного командира.

Как известно, Гражданская война расколола страну на две части, — рассказал режиссер. — Под Парижем в Сен-Женевьев-де-Буа есть русское кладбище, где похоронен в том числе Андрей Арсеньевич Тарковский. Там ты идешь по дорожке, читаешь имена на надгробиях и понимаешь: здесь лежит вторая Россия. Мой фильм — об актере, который своим желанием понять сумел в себе эти две России объединить.

Несмотря на то что фильм был снят еще в 2013 году, ничего сопоставимого по масштабу размышлений о революции в нашем кино так и не появилось. Не случайно венский показ привлек самую разнообразную публику. В зале был замечен и Файт Хайдушка, знаменитый продюсер фильмов Михаэля Ханеке («Белая лента», «Любовь»).

Мы уже знаем своего зрителя, — рассказал представитель Госфильмофонда в Западной Европе Станислав Ленгинович. — Например, совершенно точно венский зритель крайне отрицательно относится к чернухе, при этом любит разноплановое кино и готов к серьезному разговору.

Пожалуй, самый большой ажиотаж вызвал показ космической драмы «Время первых». Зрителей пришло гораздо больше, чем мог вместить зал. После титров режиссера не отпускали минут 20 из фойе, где случилось спонтанное обсуждение фильма.

На подобных показах я специально остаюсь на сеансе, чтобы посмотреть на реакцию зала. Хотя в нашем фильме все основано на реальных событиях (космонавт Алексей Архипович Леонов был главным консультантом), в то, что человек смог пережить такое и выжить, действительно невозможно поверить, — рассказал режиссер Дмитрий Киселев. — Здесь зритель как будто прислушивался, не решаясь довериться. Но как только контакт был установлен, возникла совершенно восхитительная атмосфера.

Аншлаг был и на показе «Большого» Валерия Тодоровского — история современной Золушки в жестоком мире русского балета закрывала фестиваль. Всего в Вене было показано девять фильмов. На пилотном братиславском фестивале — пока три. Но уже в следующем году киносмотр будет существенно расширен — и в плане программы, и с точки зрения географии. Планируется, что Дни российского кино в Словакии захватят все крупные города страны. В посольстве России уже выразили большую заинтересованность в продолжении проекта.

Дни российского кино стали одним из последних культурных мероприятий российско-австрийского года туризма. 2018 год уже объявлен перекрестным Годом музыки. По словам представителей Госфильмофонда, фестиваль не останется в стороне и откликнется показами «музыкальной» классики. Среди вариантов, которые обсуждаются, — «Чайковский» Игоря Таланкина, в 1972 году получивший две номинации на премию «Оскар».

Источник