| 92.2628 | 99.7057
Культура и спорт

Выставка в Пушкинском музее рассказывает о любви Пабло Пикассо к русской балерине Ольге Хохловой

От любви до ненависти — так могла бы называться выставка Пикассо, которая открылась в Пушкинском музее в Москве. Она рассказывает об отношениях великого художника и его жены Ольги Хохловой. Ради нее он даже на время изменил кубизму. Но у этой истории не было счастливого конца.

Бернар Руис-Пикассо внук легендарного художника и его первой супруги, русской балерины Ольги Хохловой. На сундуке ее инициалы после замужества О. P. — Ольга Пикассо. Внутри почти 30 лет под замком была спрятана история любви. Они встретились в Риме. Она танцевала в новом балете «Парад» Сергея Дегялева. Он придумывал костюмы и декорации.

Начало его совместной жизни с Ольгой было очень поэтическим. Он стал таким светским, благообразным человеком в костюме тройка, — рассказывает директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Ольга хранила фотографии их блистательной парижской жизни рядом с письмами от родных из России. Они остались ни с чем после революции и жили в нищете во время Гражданской войны.

Пикассо очень переживал за жену. В своих работах укутывал ее в мягкие теплые ткани. Писал ее меланхоличной, всегда с грустными глазами. А на картине «Ольга в задумчивости» ее рука лежит так, будто Хохлова только что держала в ней очередное письмо с плохими новостями.

Она хотела быть узнаваемой на портретах. И Пикассо отходит от кубизма и пишет ее в неоклассическом стиле. Вообще после Первой мировой войны вся Европа жаждала более мирного и понятного искусства, — рассказывает сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусств Альмины и Бернара Руис-Пикассо, внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой Бернар Руис-Пикассо.

Когда у художника и его супруги родился сын Поль, Пикассо воспринимал его как маленького бога. Оттого на полотнах образ матери подобен Мадонне. А ее поза напоминает «Пьету» Микеланджело.

Эти огромные пальцы, которые словно стремятся согреть, не отпустить, прижать к себе младенца-сокровище. Голова и скованное чуть-чуть тело, которое обвивает его, как тело Титана, — рассказывает старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина Алексей Петухов.

Сейчас в этих залах свет приглушен немного больше обычного. Сама атмосфера очень интимная. Кураторы предлагают будто бы подглядеть за сокровенной частью жизни Пикассо. И вот одна из вещей, которая точно не предназначалась для посторонних глаз — свадебная клятва Ольги и Пабло. Она написана в порыве любви на клочке бумаги. Ключевые слова: «Тот, кто нарушит это обещание, подлежит смерти».

Пикассо обещание нарушил. Своей неверностью и жестокостью он уничтожал Ольгу. Для него она больше не идеал красоты, а сюрреалистическое нечто. И только вытянутые словно в пуантах ноги напоминают о прежнем образе балерины.

Для него самого отношения с женщинами подобны корриде. Они полны агрессии, насилия, боли. Постоянным альтер эго художника становится минотавр.

Это существо — одновременно и тиран, и жертва. Но посмотрите, какие у него человеческие глаза. Это глаза самого Пикассо, — отмечает хранитель национального музея Пикассо в Париже Эмилия Филиппо.

После разрыва с женой Пикассо единственный раз в жизни на год перестал писать. Ольга осталась одна, так и не дав ему официального развода. И все, что у нее сохранилось, это тот самый сундук с воспоминаниями.

Источник