Константин Хабенский штурмует Зимний
На «Первом канале» стартовал «Троцкий» — восьмисерийный фильм об одной из самых харизматичных и зловещих фигур в российской истории. Это новый проект от создателей «Обратной стороны Луны» и «Мажора» — продюсера Александра Цекало и режиссеров Александра Котта и Константина Статского. Заглавную роль взял на себя Константин Хабенский, ранее уже игравший Троцкого в одном из эпизодов телесериала «Есенин». Мировая премьера фильма состоялась на международном телерынке MIPCOM в Каннах.
Год 1918. Вокруг новорожденной Советской республики — одни враги. На инфернальном бронепоезде глава Реввоенсовета Троцкий мечется от фронта к фронту, читая зажигательные речи и расстреливая дезертиров.
Год 1940-й. Высланный из страны, Троцкий ведет в Мексике размеренную жизнь пенсионера и страдает от обмороков. Его преследует подозрительный журналист, жаждущий интервью.
Год 1898-й. Молодой идеалист Лейба Бронштейн организует в одесской тюрьме забастовку против ущемления прав заключенных. Он еще верит в добро и справедливость, но это ненадолго.
Действие сериала свободно гуляет по биографии героя, постепенно сужая круги вокруг октября 1917 года, главного месяца в его политической карьере. Лев Троцкий прожил невероятную жизнь, которую сложно уместить даже в восемь серий. Человек мощной энергетики и фактический организатор Октябрьского переворота (дату которого он скромно назначил на собственный день рождения), Троцкий в силу ряда причин так и остался в тени Ленина, проиграв затем место преемника своему более удачливому сопернику Иосифу Сталину. Вчерашнего полубога сначала вытеснили из СССР, а затем из истории, которую, как мы знаем, пишут победители.
Среди героев фильма много известных фигур, поданных с большим портретным сходством: Керенский и Фрейд, Фрида Кало и Максим Горький. Константин Хабенский — наверное, единственный актер, внешне мало похожий на своего прототипа, что не мешает ему достоверно играть самодовольного монстра. Толику человечности он оставляет лишь в эпизодах молодости Троцкого.
Особых иллюзий нет и в отношении его современников. Ленин (неожиданно органичный Евгений Стычкин) — прагматик с комплексом Наполеона. Спонсор большевиков Александр Парвус (Михаил Пореченков) — проныра с замашками Мефистофеля. И, наконец, Сталин (молодой артист Орхан Абулов) — главный антагонист Троцкого, который в итоге превзошел его во всем.
«Троцкий» легко мешает секс и разговоры о судьбах России, «подпускает», где нужно, триллера, местами сгущает реальность до комикса. И в то же время весьма аккуратно работает с историческим материалом. Сценарий создавался несколько месяцев, были перерыты тонны литературы, мемуаров и архивных материалов. И, как признался Цекало, порой после очередной порции информации о тех страшных годах «сильно хотелось в душ, чтобы отмыться от этого знания, как от грязи».
Новый телефильм — эффектный способ воздать должное антигерою. «Троцкий» не притворяется дотошной исторической хроникой, а следует конвенциям драмы, самого модного жанра современного ТВ. В первую очередь, это история становления человека-легенды («рок-звезды революции», в терминологии создателей), который поднялся из тюремных казематов на самый верх, влюбив в себя миллионы и стольких же отправив на смерть. И, надо сказать, перерождение скромного юноши в беспринципного гения вызывает примерно те же ощущения, что и просмотр документального фильма про пауков: восхищение пополам с отвращением.