Патриотизм

Есть ли будущее у российского патриотизма?

Будущее у идей патриотизма, безусловно, есть. Для этого необходимо осуществить и закрепить в обществе ряд мероприятий общегосударственного масштаба. Каковы эти мероприятия?

Это прежде всего создание в России должной нормативно-правовой базы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, включив в нее выдвинутые жизнью поправки к Конституции России, федеральные законы "Об обороне", "О безопасности", "Об образовании", "О школе", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и др. Кроме того, в первую очередь для силовых структур должны быть разработаны в соответствии с законами государства ведомственные нормативные акты по патриотическому воспитанию.

Кроме того, в соответствии с Государственной программой Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, Концепцией военно-патриотического воспитания молодежи, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России от 26 мая 2004 г. следует воссоздать и развить систему патриотического воспитания граждан от семьи до предприятий и учреждений, способную обеспечить создание и консолидацию гражданского общества, поддержание в государстве политической и экономической стабильности, единства народов Российской Федерации. С этой целью следует упорядочить деятельность всех органов государственной власти, партийных, общественных, ветеранских и молодежных организаций сверху донизу.

Не должны оставаться в стороне от вопросов пропаганды идей и воспитания патриотизма у граждан России деятели науки, культуры и образования, которые должны обратить самое серьезное внимание на обоснование методов формирования современного патриотизма. Им следует критически переосмыслить и взять все лучшее из опыта патриотического воспитания граждан дореволюционной России, СССР, зарубежных стран, более активно противодействовать попыткам искажения и фальсификации истории нашей Родины, ее героического прошлого, создать новые патриотические произведения, разработать современные образовательные технологии и рекомендации в области патриотического воспитания. При этом особое внимание творческой интеллигенции должно быть обращено на более полное использование просветительских и образовательных учреждений для формирования у граждан положительного образа России, их патриотических чувств и сознания на основе общенациональной идеи (с разработкой которой в нашей стране не все обстоит благополучно), исторических ценностей, гордости россиян за свою страну, веры в ее великое будущее, достойного места России среди государств мира.

От школьника до выпускника вуза следует проводить работу по воспитанию патриотов России, сознательных граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и способностью эффективно защищать государственные интересы страны на любом участке своей деятельности.

Особо должен быть поставлен вопрос о системе информационного обеспечения пропаганды идей патриотизма, где основную роль могут сыграть СМИ. Достойное место в СМИ должны найти вопросы освещения исторической и патриотической тематики, героизма и самоотверженности граждан России в мирное время и на полях сражений за честь и независимость нашей Родины.

В заключении следует отметить особую роль патриотического воспитания в силовых структурах государства, прежде всего в Вооруженных Силах Российской Федерации. Здесь просматривается несколько проблем: взаимосвязь системы государственного патриотического воспитания и практика воспитательной работы в силовых структурах; создание в них единой системы воспитательной работы; подготовка офицерского корпуса по вопросам воспитания различных категорий военнослужащих; повышение эффективности самой системы их воспитания.

При решении первой проблемы, видимо, следует прежде всего ориентироваться на такие общегосударственные документы, как Государственная программа Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы и Концепцию военно-патриотического воспитания молодежи, а так же на ведомственные документы по вопросам воспитательной работы, в том числе патриотической. Именно в этом случае достигается осуществление общей целевой установки всей системы воспитания военнослужащих - формирование и развитие у личного состава необходимых качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

Что касается создания в силовых структурах России единой системы воспитательной работы, включая вопросы патриотизма, то эту проблему следует понимать таким образом, что система воспитательной работы должна представлять собой объединенные согласованные усилия командиров, штабов, офицеров-воспитателей всех уровней и включать расширенный перечень субъектов воспитательной работы, в том числе государственные институты, органы местного самоуправления, СМИ, общественные и религиозные объединения, семьи и близких родственников военнослужащих. Очень важно включить в состав объектов патриотического воспитания военнослужащих и допризывную молодежь. Это позволит организовать массовую военно-патриотическую работу, осуществляемую органами местной власти и управления, военкоматами, ветеранскими и молодежными организациями, военными вузами.

Говоря о проблеме подготовки офицерского корпуса по вопросам патриотического воспитания, следует подчеркнуть, что здесь еще есть много недостатков. В первую очередь требуется решить вопрос о комплектовании силовых структур достойными кадрами офицеров-командиров и воспитателей, которые были бы способны, несмотря на проблемы в материальном и моральном положении военнослужащих, воспитывать своих подчиненных высоконравственными патриотами Отечества. У современного офицера патриотизм должен быть не только его идеологией, но и методологией, овладев которой он сможет сформировать у подчиненных любовь к Родине, гордость за военную службу, готовность выполнить свой воинский долг в любой обстановке. Требуют уточнения ряд вопросов патриотического воспитания личного состава в учебных программах военно-учебных заведений.

Наконец, в самое короткое время должна быть повышена эффективность всей системы воспитания личного состава в силовых структурах. Это касается как воинов-контрактников, с которыми еще не найдены все рычаги воспитательного воздействия, так и личного состава, проходящего военную службу по призыву.

Эффективность в данном случае зависит от двух основных факторов:

  • состояния объективных и субъективных условий и их учета в ходе воспитательной деятельности;
  • внутреннего состояния основных компонентов воспитательной работы - субъектов, объектов, их взаимосвязи, содержания и методов работы.

На первом месте при определении эффективности воспитательной работы должны стоять не количественные, а качественные показатели. При этом особое внимание имеет глубина понимания военнослужащими государственной политики как политики возрождения России. А это значит, что между ними должно быть полное доверие, которое базируется на взаимных обязательствах. Государство тоже должно гарантировать своим защитникам нормальные условия жизни, причем гарантировать их не завтра, а сегодня.

Таким образом, чтобы патриотизм стал действенным оружием в руках российского государства и общества необходимо четко определиться с его понятием, определить перспективы развития патриотического воспитания. Последнее должно быть направлено не только на молодежь, но и на все социальные группы населения и осуществляться главным образом на основе индивидуального подхода, то есть в интересах каждого человека, какое бы положение в обществе он ни занимал, развитие у него индивидуально проявляемых качеств гражданина и патриота.

Все субъекты патриотического воспитания граждан должны располагать всеми необходимыми средствами и эффективно использовать в этом деле качественно новые методы и формы своей деятельности.