| 73.9866 | 87.0304
Персона

Панфилов Глеб Анотольевич

Панфилов Глеб Анотольевич

БИОГРАФИЯ ГЛЕБА ПАНФИЛОВА

Глеб Анатольевич Панфилов – один из крупнейших мастеров отечественного и мирового кинематографа, народный артист РСФСР, почетный доктор Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, академик, лауреат Государственной премии и премии Президента РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, офицер французского ордена искусств и литературы.

Автор ярчайших лент – обладатель множества национальных и международных кинонаград, включая специальный приз жюри фестиваля в Каннах за выдающиеся художественные достижения в драме «Мать», премию «Золотой леопард» фестиваля в Локарно (Швейцария) за военную картину «В огне брода нет», «Золотой медведь» Берлинаре за романтический фильм «Тема», диплом на МКФ в Нью-Йорке и венецианский «Серебряный лев св. Марка» за трагикомедию «Начало».

ДЕТСТВО

Будущий прославленный режиссер появился на свет 21 мая 1934 года. Его родители, Анатолий Петрович и Вера Степановна, жили в бараке и строили металлургический комбинат в Магнитогорске. Отец, убежденный коммунист с твердым характером, происходил из семьи кузнецов, был журналистом, в годы ВОВ – редактором фронтовой газеты, затем преподавател историю партии в ВТУ им. Б.Щукина. Мать имела экономическое образование. Позже у пары появился сын Евгений (скончавшийся в 2012 в возрасте 75 лет) и Максим (ставший кинорежиссером, актером и продюсером).

По словам Глеба Анатольевича, в детском возрасте на него произвело сильнейшее впечатление первое посещение Театра юного зрителя, куда его, шестилетнего мальчика, привела бабушка, – оно пробудило его воображение.

Но главным его потрясением тех лет был момент проявления изображения на фотобумаге, когда отец позволил сынишке посмотреть, как в темной комнате с красным светом и мисками с химическими реактивами печатаются фотографии. Этот, на первый взгляд, незначительный случай сыграл немалую роль в его жизни – привел в химию и в кино.

ПЕРВЫЕ ШАГИ К УСПЕХУ

После школы Глеб окончил химфак Уральского политеха в Свердловске (ныне Екатеринбург), увлекался фотографией. Затем он, начинающий инженер-химик, трудился мастером цеха химочистки на местном пенициллиновом заводе. В 1959 Панфилов перешел в горком ВЛКСМ на должность завотделом пропаганды и агитации. В тот же период по его предложению была создана городская любительская киностудия, где он снял свои ранние короткометражные ленты.

В 1960-1963 гг., работая с 1961 на Свердловском телевидении и продолжая снимать короткометражки, он учился на заочном отделении кинооператорского факультета ВГИКа (мастерская А.Д. Головни), затем, до 1965, был студентом Высших курсов сценаристов и режиссеров (ВКСР).

Трудиться в качестве режиссера он начал в 1966 на киностудии «Ленфильм», и уже спустя два года состоялась премьера его дебютной художественной ленты «В огне брода нет». Она рассказала о судьбе Тани (Инна Чурикова), комсомолки с неказистой внешностью, работавшей в период гражданской войны на санитарном поезде, встретившей свою первую любовь и неожиданно обнаружившей талант настоящей художницы.

РАСЦВЕТ КАРЬЕРЫ

В 1970 Глеб Панфилов снял киноленту «Начало», ставшую судьбоносной, сделавшую его всемирно известным мастером со своим узнаваемым стилем, выразительным и психологически точным. Во время съемок он заключил брак с актрисой Инной Чуриковой. Показательно, что с просмотра именно этого фильма в 2018 начинался в Лондоне торжественный вечер в честь 75-летнего юбилея его супруги и музы, исполнительницы центральной роли скромной ткачихи, попавшей в большое кино и блестяще сыгравшей саму Жанну д'Арк.

В 1975 по собственному сценарию режиссером была снята двухсерийная драма «Прошу слова», впечатлившая критиков и зрителей глубиной и метафоричностью сюжета. В частности, тем обстоятельством, что 15-летний сын главной героини (Чурикова), чемпионки по стрельбе, погибает от орудия ее рекордного достижения – огнестрельного оружия. Лента, как и большинство работ автора, не осталась без кинематографических наград – получила юбилейный приз на МКФ в Карловых Варах и почетный диплом на фестивале в Барселоне.

Через два года режиссер-мыслитель перешел на «Мосфильм» и начал вести мастерскую на ВКСР. В 1979 он создал драму «Тема», повествовавшую об эмиграции, где вместе с Чуриковой главную роль блестяще сыграл Михаил Ульянов. Из-за выхода за цензурные рамки фильм был допущен к прокату только через 8 лет и тогда же был удостоен главного приза Берлинского МКФ.

В 1981 великий мастер представил очередной самобытный проект – экранизацию пьесы сибирского драматурга Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» под названием «Валентина». Главных персонажей в мелодраме о любви и человеколюбии сыграли Дарья Михайлова и Родион Нахапетов.

Спустя год зрители увидели драматичную ленту «Васса», снятую им по произведению Максима Горького. И снова показ киноработы режиссера стал важным событием, поразительным попаданием в интонацию автора и открытием новых граней таланта его жены, исполнившей заглавную роль. Картина получила золотой приз Московского МКФ, а супруги – Госпремию.

В 1986 Глеб Анатольевич дебютировал в качестве театрального режиссера. Он поставил на сцене «Ленкома» легендарного «Гамлета» Шекспира, задействовав в центральных ролях наилучших актеров Олега Янковского (Гамлет), свою супругу (Гертруда), Александру Захарову (Офелия).

В 1990 он создал глубокую и трагичную экранизацию романа М.Горького «Мать» с несравненной Чуриковой и ее молодыми коллегами Дмитрием Певцовым, Виктором Раковым. Международные фестивали и на этот раз не обошли его своим признанием – лента получила в Каннах приз за художественный вклад в киноискусство.

В 1991 классик отечественного кино основал студию с названием «Вера», в честь его мамы, но вместившем более широкий смысл. Спустя год увидел свет следующий ленкомовский спектакль режиссера «…Sorry», коснувшийся вопроса еврейской эмиграции и имевший успех особенно среди молодежи.

Параллельно он вместе с женой и сыном приступил к работе над сценарием картины «Романовы. Венценосная семья». Лента о трагической странице в истории государства вышла в 2000 году, была удостоена главной награды форума «Виват, кино России!» (Санкт-Петербург) и выдвинута национальным комитетом на соискание «Оскара».

В 2006 состоялся премьерный показ новой работы выдающегося мастера – телесериал «В круге первом», снятый по роману нобелевского лауреата Александра Солженицына. Главных персонажей воплотили на телеэкране Евгений Миронов (Нежин) и Дмитрий Певцов (Володин). В роли Сталина предстал Игорь Кваша, шефа контрразведки – Игорь Угольников, профессора – Владимир Конкин, главы МВД – Роман Мадянов, жены одного из заключенных – Инна Чурикова. Экранизация получила приз фестиваля FIPA в Биаррице (Франция), «Нику» и ТЭФИ.

Вскоре вышел художественный фильм «Хранить вечно», созданный по мотивам того же произведения писателя. Он был удостоен спецприза правительства ООН в РФ на Международном форуме «Сталкер».

В 2008 телезрители могли увидеть двухсерийную мелодраму «Без вины виноватые» по одноименной пьесе А.Н.Островского, где опять блистала Чурикова и снялись многие другие звезды отечественного кинематографа, включая Олега Янковского, Ивана Панфилова, Альберта Филозова, Марию Шукшину, Виктора Сухорукова, Леонида Броневого.

Кинорежиссер продолжил сотрудничество с московским Ленкомом, поставив в 2010 и 2012 спектакли «Аквитанская львица» (по пьесе Джеймса Голдмена «Лев зимой») и «Ложь во спасение» (по мотивам Алехандро Касоны).

В 2017 в Театре наций прошла премьера «Аудиенции», поставленной Глебом Анатольевичем по одноименному произведению Питера Моргана, где Чурикова предстала в роли Елизаветы II. Интересно, что автор специально приезжал в столицу РФ, чтобы подписать договор об эксклюзивном праве постановки пьесы, дополнив его (после знакомства с актрисой) требованием, что королеву должна играть только она и дописав по просьбе Панфилова несколько сцен, где есть упоминания о России.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ГЛЕБА ПАНФИЛОВА

Мастер кино женат вторым браком на актрисе Инне Чуриковой. Сейчас трудно представить режиссера рядом с другой женщиной, однако до романа с Инной Глеб Анатольевич был женат. По данным некоторых источников, женщину звали Эра.

В 1957 году Эра родила режиссеру сына Анатолия, который, повзрослев, избрал путь актера и художника-постановщика. Они общаются и работают над общими проектами. В частности, сын снялся в фильме отца «Валентина» в роли механика электростанции, сыграл телеграфиста в картине «Романовы. Венценосная семья», Земелю в ленте «В круге первом».

Со второй супругой Глеб Панфилов познакомился на съемках фильма «В огне брода нет», покорил ее своим искрометным юмором и, в свою очередь, был очарован ее актерским талантом. В 1970 Глеб и Инна поженились, а в 1978 у них родился сын Иван, ставший юристом после окончания МГИМО.

ГЛЕБ ПАНФИЛОВ СЕЙЧАС

Продуктивный режиссер и сценарист, вписавший свое имя в историю, в 2019 продолжил съемки картины по произведению Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о заключенном, попавшем в экстремальные жизненные обстоятельства – война, плен, лагерь, но не потерявшем человеческого достоинства. Главную роль в ней играет Филипп Янковский. Премьеру социальной драмы создатели намерены приурочить ко Дню Победы в 2020 году.

Новости с персоной