| 91.9829 | 100.2432
В мире

Титановый ответ Вашингтону

Титановый ответ Вашингтону

В Совете Федерации поддерживают законопроект о новых санкциях против США, который сейчас готовится в Госдуме. Документ предусматривает возможное ограничение сотрудничества Москвы и Вашингтона в космосе и экспорта российского титана (используется авиакомпаниями Boeing и Airbus). Об этом рассказал заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов. Он отметил, что важно загодя просчитать все детали, чтобы не пострадали российские корпорации. Пока законопроект еще в стадии разработки и широко не обсуждался с бизнес-сообществом. Высокопоставленный источник в Министерстве промышленности и торговли РФ заявил, что отечественные предприятия нацелены на партнерство и не хотели бы лишаться существующих контрактов.

В Государственной думе продолжается разработка законопроекта о пакете ответных рестрикций против США. Среди прочих санкционных мер было предложено ограничить сотрудничество двух стран в космической сфере, а также прекратить продажи российского титана западным компаниям. Проект закона нашел поддержку и в верхней палате парламента. Зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов подтвердил, что такой документ действительно готовится, однако здесь важно придерживаться принципа «семь раз отмерь, один раз отрежь».

В целом мы, конечно, поддерживаем законопроект Госдумы, но считаем, что нужно всё очень серьезно просчитать. Наши ответы на недружественные действия США должны быть системными. Законопроект, который готовится в нижней палате российского парламента, как раз и подразумевает эту системность. Он имеет строгую адресную привязку, зеркален и максимально конкретен. Совершенно понятно, почему этот закон готовится и какие меры будет предусматривать. Инструментарий наших ответов на действия США очень богат, однако нужно всё тщательно взвесить и проанализировать, чтобы это, не дай бог, не ударило и по нам. Ведь США покупают у нас разные продукты, в частности титан. В этой сфере работают наши сограждане, и мы не можем оборвать нужные контакты. Есть немало сфер, где контакты с США взаимовыгодны, а есть и такие, где могут быть реализованы российские ответные меры, — заключил сенатор.

Кооперация двух сверхдержав в космической сфере началась в 1962 году. Несмотря на жесткое противостояние, уже в 1975-м были осуществлены первый в истории мировой космонавтики совместный полет и стыковка космических кораблей СССР и США. Тогда советский космонавт Алексей Леонов и американский астронавт Том Стаффорд обменялись рукопожатием через люки космических кораблей «Союз» и «Аполлон». Однако речь шла об ограниченной кооперации двух сверхдержав. На системной основе взаимодействие Москвы и Вашингтона в космосе стало развиваться в 1990-е годы, когда была введена в эксплуатацию российско-американская Международная космическая станция (МКС).

Существует и еще один российский фактор влияния на аэрокосмическую отрасль США. Зарубежное авиастроение в серьезной степени зависит от экспорта российского титана и титановых изделий. По разным оценкам, Москва поставляет корпорациям Boeing и Airbus около 40–60% необходимого им объема, а организация полетов американских космических кораблей без российских технологий будет весьма осложнена.

Однако, как замечают собеседники, близкие к авиапромышленной отрасли, пока преждевременно говорить о том, что готовящийся законопроект в полной мере учитывает интересы российских компаний. По мнению высокопоставленного источника в Министерстве промышленности и торговли РФ, все ответные действия в вопросах кооперации с международными компаниями должны быть тщательно продуманы.

— Российские заводы сегодня нацелены на создание партнерства с мировыми лидерами. Это вопрос не только экономики, но и имиджа страны, нашей промышленности в целом, которая, несмотря на санкции, доказывает миру свою состоятельность на высокотехнологичных рынках. Например, ВСМПО-АВИСМА сегодня экспортирует титановую продукцию в 48 стран, имеет 350 заказчиков по всему миру. В числе ее клиентов — крупнейшие в мире двигателе- и авиастроительные компании, не только американские. В том числе Boeing, EADS, Embraer, UTAS, Messier-Bugatti-Dowty, Rolls-Royce, Safran, Airbus, Pratt & Whitney. Кстати, большая часть титановых изделий для новейшего Boeing 787 Dreamliner спроектирована и изготавливается именно в России, — отметил собеседник. 

Контакты российских компаний с западными партнерами не ограничиваются авиационной областью. По словам собеседника, российские предприятия совместно с зарубежными коллегами реализовали высокотехнологичное производство двигателей и автомобилей, а госкорпорация «Ростех» привлекла инвесторов в автомобильные концерны: совместно с немецким Daimler в Набережных Челнах производятся современные «КамАЗы», а в сотрудничестве с Renault выпускаются новые модели Lada, сказал собеседник.

Законопроект о новых санкциях должен пройти еще целый ряд межведомственных согласований и доработок. Однако уже сейчас можно сказать, что разрабатываемый пакет мер может стать одним из самых жестких.

Источник